«Профессия художник»

Станковая «тематическая» картина

Бытовой, или «современный», жанр, в ряду других обращен к явлениям жизни, постоянно прислушиваясь к «пульсу эпохи», выявляя каждодневный ход ее течения. Другие жанры, воплощающие иные явления действительности, создают вместе с «современным» жанром в целом объективную картину действительности.

Важнейшим из них, вытекающим непосредственно из «современного» жанра, является станковая «тематическая» картина.

Как ни удивительно, но понятие «картина» не имеет в настоящее время точного терминологического обозначения. Собственно говоря, и до 30-х годов нашего столетия картину называли картиной, но в дальнейшем от частого и слишком широкого употребления смысл этого понятия стерся. Картиной стали называть все, что написано краской на холсте и обрамлено, между тем как под картиной подразумевалось произведение станковой живописи, в котором, особым образом сочиненном и построенном на основе долгих поисков и раздумий, художник выражал идеи, имеющие большое общественное значение. Работе над картиной предшествует кропотливая работа с натуры, поиски типажей и композиционных форм.

Произведение любого жанра может нести в себе философскую идею, но в этих случаях она является вторичной, вытекающей из данного содержания или сопутствующей ему. В картине все подчинено выражению большой идеи. Картина многомерна и необъятна, как жизнь, включает в себя отражение самых различных оттенков взаимоотношений людей.

Создание картины всегда было высокой мечтой каждого художника. Русское и советское искусство знают немало достижений на этом сложном пути: «Явление Христа народу» А. Иванова, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Не ждали» И. Репина, «Купание красного коня» и «Петроградская мадонна» К. Петрова-Водкина, «Новая Москва» Ю. Пименова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Хлеб» Т. Яблонской, «Таня» Кукрыниксов, «Сибирские партизаны» С. Герасимова - это лишь очень небольшой перечень картин, сами названия которых наглядно показывают их глубокую идейную направленность. В последние годы для того, чтобы вернуть этому жанру терминологическую ясность, его стали называть тематической картиной.