«Профессия художник»

Современное искусство картины

Современное искусство картины возникло на рубеже 50-60-х годов. В искусстве того времени подуло свежим романтическим ветром сибирских новостроек, в его произведения уверенно пришел суровый и мужественный герой - рабочий, строитель, геолог, шофер, нефтяник, моряк. Полем действия этого нового героя стала вся необъятная страна, а главной темой картины - героический, но поданный без пафоса, как простое каждодневное дело, созидательный труд. Не случайно стилистическими признаками этого направления - так называемого «сурового» стиля - стали изображения крупноформатных человеческих фигур, психологически сдержанные и цельные характеры, локальный и строгий цвет. Иногда ссылаются на заимствование этих качеств из монуметально-декоративного искусства, тогда как все происходило наоборот - новые принципы монументализма возникли на основе достижений станковой живописи этого периода.

«Суровый стиль», естественно, не определял всего характера искусства станковой картины того времени, но был очень плодотворным явлением (до сих пор соблазняющим отряды эпигонов). Были издержки и внутри «сурового стиля», но и в целом в нем ярко прозвучала эпоха. Такие художники, как Н. Андронов, Э. Илтнер, Г. Коржев, П. Никонов, А. Савицкас, Т. Салахов, братья Смолины, В. Попков и другие (чрезвычайно важно - художники из разных республик), «не сговариваясь», объединились в том, что стали показывать жизнь мужественно, правдиво, в сурово-романтическом ключе и подчас даже грубовато. Этот взгляд на жизнь, на мир, не позволяя обращать внимание на какие-то «второстепенные» явления, имел, как и всякий стиль, свои эмоциональные и духовные границы. В картине «суровый стиль» привел к серьезным достижениям композиционного плана, в передаче психологического состояния героев. Вспомните стоящих фронтально, как перед объективом фотоаппарата, «Строителей Братска» В. Попкова, задумчиво курящих нефтяников и строителей на уносящем их в открытое море катере в «Ремонтниках» Т. Салахова и на автомашине в «Наших буднях» П. Никонова.