«Профессия художник»

«Суровый стиль»

«Суровый стиль» просуществовал необходимое количество времени, исчерпав свои возможности, и был трансформирован своими создателями в совершенно иное явление.

За последние десять лет в нашем искусстве наряду с развитием его гражданской публицистичности стала сильно проявляться и тенденция к поэтическому осмыслению мира. В этой связи появилось новое и во взгляде на задачи исторической картины, которая зачастую строится не на документальном воспроизведении событий, а трактуется как легенда, как песня.

На множество размышлений наводит картина известного советского живописца, ленинградца Е. Моисеенко «Черешня». Остановившиеся где-то возле небольшого провинциального городка красноармейцы отдыхают в перерыве между боями. Усталые, они лежат на холме среди отцветших одуванчиков и травы. Среди них чья-то фуражка, наполненная черешней, которую они едят неторопливо и задумчиво. Стоит тачанка - обыкновенный легкоконный экипаж с пулеметом, запряженный тройкой лошадей. За ней - улица городка.

Удивительно точно, без всякого пафоса, написаны типажи и характеры людей, их психологическое состояние. Документально-достоверно изображена их одежда, амуниция (один из красноармейцев даже разулся), оружие, повозка, пулемет, дальние городские домики. Как будто бы художник видел все это своими глазами и ищет почти фотографического подобия. Но посмотрите, как сгруппированы лежащие люди вокруг картуза с черешней. Как приближена к ним тачанка, как все это сбито, сплочено в компактную цельную группу, как в этой компактности все уравновешено.