«Профессия художник»

Композиция - характер мышления художника

Недаром говорится, что композиция - характер мышления художника, а не схема расположения красочных пятен на холсте. Но именно с помощью «пятен» цвета Моисеенко решает композицию, создавая метафорически синтетический образ. Он совершенно переиначивает пространство, делая его почти «ирреальным». Действительно, ведь это взгляд художника через полвека. Он исчерпывающе достоверно изображает своих любимых героев, но мы смотрим на них сквозь время, как на старые фотографии. Здесь все соткано из полувоздушной зелено-белой цветовой массы, причем зеленый цвет не только в одежде, но и в траве, ассоциируется с цветом военного обмундирования, выцветшего от долгой носки. Сильно сдвинут к зрителю и город за холмом, на котором он расположен. Кажется, там вообще ничего нет и мир кончается, да и сами красноармейцы как будто парят в зыбком «пространстве времени». Как удивительно высветлен фон вокруг головы и торса стоящего справа красноармейца над протекающей внизу рекой, как будто за ним излучается сияние!

Когда говорят, что форма и содержание - это не сосуд с жидкостью, а что это неразрывное единство, и моменты содержательные являются одновременно моментами формальными, понять это довольно сложно. Обычно в качестве примера приводят архитектуру, в которой каждый элемент формы одновременно является и частью ее содержания (так колонна поддерживает фронтон, одновременно являясь важнейшим элементом художественного образа). В картине Моисеенко, где при кажущемся обилии деталей существует великое множество ассоциативных планов, вероятно, этот закон единства содержания и формы также можно проследить без труда. Настолько убедительно ее образное решение.