«Профессия художник»

Процесс восприятия искусства

Загадочен процесс восприятия искусства. Несмотря на серьезную разработку этой проблемы разными науками, его невозможно идентифицировать. Неуловимо в каждом отдельном случае значение вкуса, интуиции, впечатлительности человека. Но, отвергая категорически какое-либо произведение, не слишком ли полагаемся мы иной раз исключительно на свой вкус, отказывая в праве на существование тому, что существовать может и должно? Когда автора этих строк просят назвать своего любимого художника и он никогда не может это сделать, его обвиняют (по-дружески, конечно) в беспринципности. Должно быть множество любимых художников. Ведь таинство искусства заключается в выражении творческой индивидуальности, и чем больше их, тем богаче искусство, тем больший диапазон «охвачен» и художественно познан.

Трудовые будни нашей современности - главная тема советского искусства. Следующая картина с ощущаемым в ней состоянием полнейшей умиротворенности и счастья является разительным контрастом к предыдущей. По сравнению с материально ощутимой манерой живописи Е. Моисеенко картина латвийского живописца Э. Илтнера «Сторона родная» кажется сотканной только из цвета и света. Ее живопись прозрачна и легка. Это говорит о разном подходе художников к натуре, потому что цвет и фактура красочной поверхности в живописи прежде всего выражают переживания художника.

Действительно, картина Илтнера «бестелесна» по сравнению с полотном Моисеенко. И это закономерно, потому что Илтнер гораздо более абстрагировал содержание своего произведения, а тенденция ухода от литературно-описательного (чего, конечно, нет и у Моисеенко) уровня к абстрагированному - очень распространенная тенденция в современном искусстве. Путь от натуры к картине бесконечен и разнообразен, и все возможности на этом пути хороши. Все зависит лишь от творческого темперамента художника, условно говоря, творческий процесс - это движение мысли и чувства художника от объекта к его пластической трансформации, к его изображению. И в этом последнем смысле диапазон протягивается от выражения конфликта и напряжения страстей до полной гармонии. И если «конфликтный» аспект воплощен произведением Е. Моисеенко, то противоположное ему состояние гармонии найдет, пожалуй, наивысшее зрительное выражение в картине Э. Илтнера «Сторона родная».