«Профессия художник»

Цвет песни в картине

Получается так, что красный и лиловый цвета - цвет песни в картине. И маленькая хрупкая девочка, стоящая за «русской» печкой, прислушивается к песне, Два разных поколения неожиданно (или ожидая этой встречи?) встретились здесь. Группа городской молодежи сидит на лавках напротив поющих женщин. Каждый из них по-своему «ушел» в песню, где-то внутри ощущая свое кровное родство и с этими женщинами и с этой исконной русской землей. Попкова, однако, нисколько не интересуют поверхностные приметы деревенской народной жизни. Они важны и ценны для него прежде всего возможностью выявить остроту характеров персонажей, их качества. Эти женщины живут в нелегких условиях, но от этого не оскудел запас их душевных качеств.

Обращая внимание на приметы быта - икона в углу, электрическая лампа рядом с керосиновой (видимо, и в ней в этом далеком краю есть еще нужда), художник не занимается скучным этнографическим описанием. Сюжет картины с напряженным психологическим состоянием героев ставит морально-философскую проблему смысла жизни, отражает черты героического вроде бы ничем не примечательной жизни простых женщин.

Интересно, что в отличие от расхожего мнения, которое в подобном случае не преминуло бы противопоставить много повидавшим тяжелого в жизни женщинам «ничего в жизни не видавших» молодых людей из города, Попков не противопоставляет их, находя доброе и хорошее и в тех и в других. Это говорит и о большой душевной доброте самого художника, отличавшегося душевной ранимостью, но всегда старавшегося не причинять людям зла.

Непередаваемо прекрасен в картине цвет, с каким-то особенным, характерным только для Попкова его видением - сочетания лилового и изумрудно-зеленого, сложно нюансированных охр, светло-коричневого, синего и ярко-алого. Цвет здесь настолько связан с содержанием, так органично выражает его идею, что так и хочется вспомнить известный термин «цветомузыка».

Мы еще раз встречаемся с героинями картины «Северная песня» в одном из последних произведений Попкова «Шинель отца».