«Профессия художник»

Развитие изобразительного искусства

В этом произведении его моральная позиция прозвучала с большой силой. Он изобразил себя в своей мастерской стоящим во весь рост, в глубокой задумчивости, с надетой на плечи шинелью отца, погибшего на войне. Оправа, в нижнем углу, табурет с лежащей на нем палитрой. А в фоне мы видим как будто одно из полотен Попкова, а на самом деле - знакомые нам персонажи из его нескольких работ, которые как музы его искусства осеняют художника. Это герои его картин, по которым он выверял и свою нравственную позицию, в них он черпал силы для своего творчества. Все тот же, знакомый нам лиловый цвет, но приглушенный, и окошко в мезенский край с рдеющим цветком на нем, и мезенские вдовы. Художник как будто перебирает в памяти все сделанное им в искусстве и в жизни, вершит сам над собой свой суд, вопрошая себя, достоин ли он памяти отца, достоин ли он высокого звания русского художника.

Мы знаем, что он достоин этого звания в самом его высоком смысле. Страницы, вписанные им в русское и советское искусство, обогащают нас нравственно и эстетически. Художник Попков войдет в историю наравне с лучшими мастерами прошлого.

Таким образом, мы пронаблюдали на самом минимальном количестве примеров, что диапазон образов советской современной картины чрезвычайно велик и всеобъемлющ. Как мы уже говорили, картина - это модель мира. Каждая картина исчерпывающе полно отображает события или явления, к которым она обращена. Каждая картина - это сгусток эмоциональных, эстетических, нравственных и общественных воззрений художника, вложенных, быть может, иногда и в не совсем яркий жизненный эпизод. Но в том и состоит талант художника, чтобы в малом увидеть большое и возвысить его до великого, донести до зрителя правду жизни и правду искусства.

Развитие изобразительного искусства, его классическое наследие и современность естественно ставят вопрос о его будущем Футурология (то есть прогнозирование будущего) художественного творчества, находится пока в области мечты, да и, скорее всего, невозможна. Известно из опыта мирового искусства, что в области развития формы в искусстве нет прогресса. Искусство развивается чисто содержательно. Каковы же очередные насущные задачи изобразительного искусства?