«Профессия художник»

Наука XX века

Художник, традиционными живописными средствами задавшийся целью написать перелет из Москвы в Ленинград, может написать аэродромную сутолоку, обаятельных стюардесс, мало чем интересный сам по себе салон самолета, но это будет типичный жанр, в традиционном его понимании. Не будет ощущения колоссальных скоростей и расстояний, необыкновенного ощущения металлической машины, проносящейся над землей на высоте 10 километров. Да и вообще, как написать в целом ощущение полета? По традиционным понятиям живописи, картина строится на основе законов перспективы - «точки схода» линий, строящих ее на уровне совпадения глаза художника и линии горизонта. Где же должен находиться художник, пишущий самолет? Внутри его, на земле, или в воображаемом воздушном пространстве рядом с самолетом?

Наука XX века, доказавшая, что абстрактное мышление, бывшее ранее лишь интеллектуальной гимнастикой для философов, является практической необходимостью, поставила свои задачи и перед художниками. Не только теория относительности, атомная и космическая физика, но и многие другие науки потребовали от человека умения мыслить абстрактно.

Можно взять и другой пример. Где-нибудь в начале века большой завод воспринимался людьми как скопище дыма, шума, грязи, этаким «молохом», высасывающим все физические и душевные силы человека. Современный завод является для нас своеобразным образцом организованности и красоты, олицетворения могущества человеческого ума и созидательного труда. В процессе освоения технических достижений нашего столетия на изобразительное искусство повлияли в этом направлении в первую очередь наука, фотография, кино, техническое проектирование (впрочем, современная живопись также оказала на них косвенное влияние).

Искусство, обращенное к отображению явлений научно-технического прогресса, требует и адекватной живописной или графической техники. Сама манера письма, способ наложения краски на холст, сочетание цвета, его контраст, динамика и ритмика композиции наряду с содержанием изображаемого мотива должны вызывать ощущение твердости и гладкости металла, шероховатости бетона, стремительного движения. Словом, березовая роща и космический полет требуют в каждом случае своей живописной «подачи».